О нас
Приоритетные направления исследований
Международное сотрудничество
Конгрессы, школы, конференции
XIX конгресс МАГГ (Париж, 05-09/06/2009)
Наша библиотека
Журнал "Успехи геронтологии"
Вестник Геронтологического общества РАН
Премии ГО РАН
Диссертации по геронтологии и гериатрии
Образовательные программы
Фотоархив

СОТРУДНИЧЕСТВО


Всемирный доклад о старении и здоровье

29-30 октября 2015 года в Женеве (Швейцария) в штаб-квартире Всемирной организации здравоохранения состоялось консультативное совещание по доработке всесторонней глобальной стратегии и плана действий по вопросам старения и здоровья.



В консультациях, проходивших под председательством директора Департамента старения и жизненного курса ВОЗ д-ра John Beard, приняли участие представители большинства стран-членов ВОЗ, как работники министерств и ведомств здравоохранения и социальной защиты, так и неправительственных и волонтерских организаций. В российскую делегацию входили В. Анисимов (НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова Минздрава России, Санкт-Петербург), Д. Халтурина и В. Зыков (Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России, Москва). К совещанию ВОЗ опубликовала на английском и французском языках «Всемирный доклад о старении и здоровье» (World Report on Ageing and Health. — Geneva: WHO, 2015. — 246 p ). и на нескольких языках, включая русский, краткое (на 32 стр.) резюме доклада.


— Ниже мы публикуем выдержки этого документа. Полностью с ним можно будет познакомиться на сайте ВОЗ и Геронтологического общества.

Введение

Сегодня впервые в истории большинство людей могут рассчитывать на то, что они доживут до 60 лет и старше (1). В сочетании с заметным уменьшением уровня вертикальности такое увеличение ожидаемой продолжительности жизни ведет к быстрому старению населения во всем мире. Эти изменения являются значительными, а последствия — глубокими. Можно ожидать, что ребенок, родившийся в Бразилии или Мьянме в 2015 году, проживет на 20 лет дольше, чем ребенок, родившийся 50 лет назад. В Исламской Республике Иран в 2015 г. возраст приблизительно 1 из 10 человек составляет старше 60 лет. Всего лишь за 35 лет эта цифра увеличилась до приблизительно 1 из 3. При этом население стареет более быстрыми темпами, чем в прошлом. Более продолжительная жизнь является невероятно ценным ресурсом (2). Она дает возможность не только то, чем может быть более старший возраст, но и то, как может протекать вся наша жизнь. Например, во многих частях мира жизненный цикл сегодня характеризуется четкими стадиями: раннее детство, учеба, определенный период работы и затем выход на пенсию. Исходя из этого перспективы, часто предполагается, что дополнительные годы просто добавляются к концу жизни и дают возможность дольше прожить на пенсии.

Однако, поскольку все больше и больше людей живут дольше, очевидно многие люди переосмысливают эти жесткие рамки стадии своей жизни. Вместо них они стремятся использовать дополнительные годы иным образом — возможно, на дальнейшее образование, на карьерный рост или удовлетворение своей давней страсти. Кроме того, поскольку молодые люди начинают ожидать более долгую жизнь, они также могут планировать ее иным образом, например, начать карьеру позднее и тратить больше времени жизни на создание семьи.

Однако широта возможностей, которые возникают в связи с увеличением продолжительности жизни, в значительной степени будет зависеть от одного ключевого фактора — здоровья. Если люди проживут эти дополнительные годы жизни в хорошем здоровье, их способности реализовать то, что они считают ценным, будут мало отличаться от способностей более молодых людей. Если же эти дополнительные годы будут сопровождаться снижением физических и умственных способностей, последствия для самих пожилых людей и для общества будут гораздо более негативными. К сожалению, хотя часто и предполагается, что увеличение продолжительности жизни сопровождается более длительным периодом хорошего здоровья, имеется мало свидетельств того, что более пожилые люди сегодня имеют лучшее здоровье, чем их родители в том же возрасте. Однако плохое здоровье не должно преобладать в пожилом возрасте. Большинство проблем здоровья, с которым сталкиваются пожилые люди, связаны с хроническими состояниями, особенно с неинфекционными заболеваниями. Многие из них поддаются профилактике или могут наступить позднее в результате здорового образа жизни. Другие проблемы здоровья могут быть эффективно преодолены, если они выявлены достаточно рано. И даже для людей со сниженной жизнеспособностью благоприятная среда может обеспечить достойную жизнь и продолжение личностного роста. Однако мир еще очень далек от этого идеала.

Поэтому проблема старения населения требует всесторонних мер со стороны системы здравоохранения. Но обсуждение того, что может быть включено в эти меры, до сих пор проводилось лишь в узком кругу, а фактические данные о том, что может быть сделано, ограничены (3,4). Но это не значит, что сегодня ничего невозможно сделать. Более того, необходимость предпринять действия являются неотложной. В данном докладе детально рассматривается то, что нам известно о здоровье и старении, и представлены стратегические рамки для принятия мер системы здравоохранения. наряду с перечнем практических следующих шагов. которые могут быть адаптированы для использования в странах, находящихся на любом уровне экономического развития.

При этом используется подход, в рамках которого изменения, связанные со старение, рассматриваются в контексте всего жизненного цикла. Однако, учитывая уникальный характер вопросов, возникающих в более пожилом возрасте, и ограниченное внимание, которое традиционно получает этот период, доклад сосредоточен на второй половине жизни.

Разработка систем для оказания долгосрочной помощи

В XXI веке нет страны, которая может себе позволить не иметь всеобъемлющую систему долгосрочной помощи. Главная роль этих систем должна заключаться в поддержании уровня функциональной способности у пожилых людей, которые потеряли или рискуют потерять значительную часть своей жизнеспособности, и в обеспечении соответствия этой помощи их основным правам, фундаментальным свободам и достоинству человека. Это потребует признания их стремления к благополучию и уважению. Системы долгосрочной помощи имеют многочисленные потенциальные преимущества, помимо того, что они дают возможность зависимым от посторонней помощи пожилым людям жить достойной жизнью. Эти преимущества включают сокращение нецелесообразного использования служб оказания медицинской помощи в острых случаях, оказание помощи семьям для избежания катастрофических медицинских расходов и освобождение женщин, чтобы они могли играть более широкие социальные роли. Посредством разделения рисков и бремени, которые связаны с зависимостью от посторонней помощи, системы долгосрочной помощи могут тем самым содействовать социальной сплоченности. В странах с высоким уровнем дохода задачи по созданию всесторонних систем, вероятно, состоят, главным образом, в улучшении качества долгосрочной помощи, в разработке финансово устойчивых способов ее оказания всем тем, кто в ней нуждается, и в лучшей ее интеграции в системе здравоохранения.

В странах с низким и средним уровнем дохода задача может состоять в том, чтобы создать такую систему, если она еще не существует. В таком случае ответственность за долгосрочную помощь часто лежит полностью на семье. Социально-экономическое развитие, старение населения и изменяющиеся роли женщин означают, что такая практика более не является устойчивой или справедливой. Только правительства могут создать и контролировать такие системы. Но это означает, что за долгосрочную помощь отвечает только правительство. Напротив, системы долгосрочной помощи должны быть основаны на четких партнерских связях с семьями, сообществами, другими провайдерами помощи и с частными секторами и отражать проблемы и перспективы всех заинтересованных сторон. Роль правительства (часто выполняемая через министерство здравоохранения) будет состоять в руководстве таким партнерством, в подготовке и поддержке лиц, осуществляющих уход, в обеспечении проведения интеграции в различных секторах (в том числе с сектором здравоохранения), в обеспечении качества услуг, а также в прямом оказании услуг наиболее нуждающимся (либо из-за их низкой индивидуальной жизнеспособности, либо из-за их социально-экономического статуса). Этого можно достичь даже в странах с наиболее ограниченными ресурсами.

В докладе определены три подхода, которые будут чрезвычайно важными для разработки систем оказания долгосрочной помощи. Этими подходами являются:

1. создание базы, необходимой для системы долгосрочной помощи;

2. создание и поддержание стабильных и надлежащим образом подготовленных кадров;

3. обеспечение качества долгосрочной помощи.

Основные принципы системы долгосрочной помощи

Системы долгосрочной помощи требуют такую структуру управления, которая руководит разработкой и контролирует ее, а также назначает ответственность за прогресс. Это может помочь определить ключевые услуги и роли, которые они требуют, препятствия, которые могут существовать, кто может наилучшим образом оказывать услуги и кто может лучше других выполнять другие роли, такие как обучение и аккредитация. Основной акцент должен быть поставлен на разработку систем образом, таким чтобы помочь пожилым людям жить в старости в местах, которые им подходят, и поддерживать связи со своими сообществами и социальными сетями. Обеспечение доступа к такой помощи при сокращении риска возникновения финансового бремени для получателей помощи или людей, которые за ними ухаживают, потребует адекватных ресурсов и приверженности установлению приоритетов для наиболее нуждающихся в медицинской и финансовой помощи. Ключевые действия, которые могут быть предприняты, включают:

- признание долгосрочной помощи в качестве важного общественного блага;

- назначение четкой ответственности за разработку системы долгосрочной помощи и планирование того, как это будет достигнуто;

- создание справедливых и устойчивых механизмов для финансирования долгосрочной помощи;

- определение ролей правительства и развитие служб, которые будут необходимы для их выполнения.

Стабильные и надлежащим образом подготовленные кадры

Формирование кадров, необходимых для этих новых систем, потребует ряда действий. Многие действия, намеченные в рамках систем здравоохранения, также будут применимы и к лицам, осуществляющим долгосрочный уход на платной основе. Однако в связи тем, что область долгосрочной помощи является недооцененной, дополнительной важной стратегией будет обеспечение получения такими оплачиваемыми лицами статуса и признания, которых они заслуживают. Кроме того, в отличие от системы здравоохранения, большинство людей, осуществляющих уход в рамках долгосрочной помощи, — это в настоящее время члены семьи, волонтеры, члены организаций в сообществе и оплачиваемые, но не имеющие подготовку работники. Большинство из них — женщины. Организация подготовки, которая даст им возможность хорошо выполнять свою работу и в то же время избавит от стресса, который возникает в результате недостаточной информированности о том, как преодолевать сложные ситуации, будет занимать центральное место в создании системы долгосрочной помощи. Ключевые действия, которые должны быть предприняты, включают: 

- улучшение заработной платы и условий труда лиц, оказывающих долгосрочную помощь на платной основе, и создание возможностей для карьерного роста, который позволит им занимать более ответственные и лучшие оплачиваемые должности:

- принятие законодательных мер и поддержку гибких условий работы или отпусков для членов семьи, оказывающих долгосрочную помощь;

- создание механизмов поддержки для лиц, оказывающих долгосрочную помощь, например предоставление возможности получить замену для выполнения их обязанностей на время отпуска и доступной подготовки или информационных ресурсов;

- повышение информированности в отношении ценности и вознаграждения лиц, обеспечивающих уход, и борьбу с социальными нормами и ролями. препятствующими мужчинам и молодым людям выполнять функции лиц, обеспечивающих уход;

- поддержку инициатив в местных сообществах, которые объединяют пожилых людей в качестве ресурса для обеспечения ухода, а также участия в других мероприятиях, направленных на развитие сообщества.

В странах с низким и средним уровнем дохода существуют хорошие примеры того, как через ассоциации пожилых людей, пожилые волонтеры смогли защищать права и оказывать помощь и поддержку своим сверстникам, которые в них нуждались. Эти концепции могут быть применены в местах с более высокими уровнями дохода. Вывод Всесторонние действия системы здравоохранения в отношении феномена старения необходимо предпринять в неотложном порядке, и уже сейчас есть что-то, что можно сделать в любых условиях, независимо от уровня социально-экономического развития. В данном докладе представлены общие принципы действий системы здравоохранения, основных на концепции Здорового старения. Ответ общества на старение населения потребует изменения систем здравоохранения, основанных на лечение болезней, к предоставлению ориентированной на пожилых людей комплексной помощи. Это потребует разработки, иногда начиная с нуля, всеобъемлющих систем долгосрочной помощи. Это потребует также скоординированных ответных мер со стороны многих других секторов и многочисленных уровней управления. Они должны быть основаны на коренном изменении нашего понимания старения в сторону такого понимания, которые учитывает разнообразие пожилых людей и реагирует на системные неравенства, которые часто лежат в основе этого. Для этого необходимо будет также основываться на лучших способах измерения и мониторинга здоровья и функционирования пожилых людей. Несмотря на то, что эти действия неизбежно потребуют ресурсов, они, по-видимому, являются обоснованной инвестицией в будущее: такое будущее, которое предоставляет пожилым людям свободу жить жизнью, которую предыдущие поколения не могли даже представить.


Copyright © 2009-2015 Геронтологическое общество при Российской Академии Наук