О нас
Приоритетные направления исследований
Международное сотрудничество
Конгрессы, школы, конференции
XIX конгресс МАГГ (Париж, 05-09/06/2009)
Наша библиотека
Журнал "Успехи геронтологии"
Вестник Геронтологического общества РАН
Премии ГО РАН
Диссертации по геронтологии и гериатрии
Образовательные программы
Фотоархив

СОТРУДНИЧЕСТВО


В Петрозаводском государственном университете будущие врачи изучают медико-социальные основы геронтологии

То, что рост населения пожилого и старческого возраста значительно опережает рост общей численности населения, уже ни для кого не секрет. Возникающие при этом определенные медицинские, социальные, экономические, политические, культурные, психологические и бытовые проблемы непосредственно связаны между собой и требуют своевременного решения.



В Республике Карелия из общей численности населения пятая часть приходится на возрастную группу старше трудоспособного возраста, и из года в год численность этой группы увеличивается. В ближайшее время в связи с возрастанием доли населения старше 60 лет потребуется все возрастающее увеличение количества специалистов, работающих с этой возрастной группой: гериатров, геронтологов, психологов, специалистов по социальной работе.

В Петрозаводском государственном университете в течение последних 10 лет преподается учебная дисциплина «Основы социальной геронтологии» в качестве одной из дисциплин специальности студентам — специалистам по социальной работе и психологам. Она основывается на межпредметной интеграции таких курсов, как «Основы социальной медицины». «Социальная работа с пожилыми» и «Технология социальной работы». «Социальная реабилитация», а у психологов — «Возрастная психология». «Психодиагностика». «Клиническая психология», «Основы нейропсихологии».

В то же время, терапевты и врачи других специальностей ежедневно сталкиваются с этой категорией больных и бывают достаточно часто не готовы к решению тех проблем (юридических, психологических, социальных, правовых и т.д.), которые возникают на этапе взаимодействия врача с пожилым пациентом. Все перечисленное делает особенно актуальным преподавание в высших учебных заведениях будущим врачам различных курсов или модулей. имеющих отношение к геронтологии.

До настоящего времени в стандарты высшего профессионального медицинского образования не входили дисциплины, касающиеся особенностей пациентов «третьего возраста». В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения появилась возможность ввести для студентов-медиков в качестве курса по выбору дисциплину «Медико-социальные основы геронтологии».

Данная дисциплина преподается студентам 6 курса специальности «Лечебное дело», базируясь с одной стороны на терапевтических дисциплинах с учетом особенностей патологии пациентов старшего возраста, а с другой стороны опираясь на законодательные и административные акты. Среди социальных условий жизни пожилых людей на одном из первых мест находится традиционно здоровье. В качестве показателей состояния здоровья используется снижение качества жизнедеятельности, которое испытывают пожилые люди. Такой курс поможет будущим врачам работать в тесном взаимодействии со специалистами по социальной работе и психологами, хорошо ориентироваться в правовом законодательстве, которое касается социального обустройства пожилых пациентов.

Врач, работающий с пожилыми, должен знать психологические особенности людей этого возраста; иметь личные качества и компетентность, способствующие формированию социальной реабилитации данной группы населения; владеть навыками медико-социального обслуживания на дому. Это поможет ему не только правильно поставить диагноз, но и правильно построить свою работу, найти общий язык с престарелыми людьми, объективно оценить ситуацию, причины психологического или соматического дискомфорта, реальные пути решения проблемы.

Составляющими учебного процесса традиционно являются: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа студентов, участие в научно-практических конференциях; отличительной чертой — практика в социальных учреждениях. Данные практические занятия направлены на изучение особенностей психологии таких пациентов, приобретение коммуникативных навыков и этикета общения с клиентами «третьего возраста».

Среди инновационных технологий и методов обучения при проведении семинаров и практических занятий используется Кейс-метод (ситуационный анализ). Метод ориентирован на самостоятельную, индивидуальную и групповую работу студентов, в которой студенты-медики приобретают опыт решения проблем конкретных жизненных ситуаций, возникающих при работе с пожилыми людьми, освоения практических навыков, умения общения с данной категорией пациентов и ведения дискуссии со специалистами разного профиля, занимающимися проблемами пожилых.

Основная цель применения Кейс-метода заключается в обучении студентов умению принимать правильное решение на основании ранее полученных знаний и практических навыков, а так же осмысление необходимости получения новой информации для дальнейшей работы. Конечный результат обучения врача направлен на получение навыков социальной работы с лицами пожилого и старческого возраста, оценки общего состояния клиента; создания максимально доверительных отношений с получателями услуг, и его родственниками; а так же умения работать в команде.


Copyright © 2009-2015 Геронтологическое общество при Российской Академии Наук